Документы Обзор технологий Буровая техника Статьи и полезные ссылки Типы присоединительных элементов

Бурильная установка Mast Bud модели М-150

Бурильная установка М-150 полностью энергонезависима. Два ее гидронасоса приводятся в действие автономным 260-сильным двигателем ЯМЗ-238, радиатор охлаждения которого во избежание механических повреждений защищен решеткой. Силовой агрегат бурильной установки по своей конструкции аналогичен двигателю шасси — ЯМЗ-238М2. Первый насос запитывает все пятнадцать гидроцилиндров машины, второй работает на гидромоторы, один из которых управляет вращателем буровых штанг, количество оборотов которого варьируется от 12 до 70 об/мин, другой — лебедкой их подъема-опускания.

Третий гидромотор — самый маленький — предназначается для управления вспомогательной лебедкой, при помощи которой на штангу устанавливается полутонный бур. Интересно, что второй насос фактически представляет собой конструкцию «два в одном»: в едином корпусе и с единым приводным валом находятся две секции. Такая конструкция позволяет получить две ступени вращения бура. В обычных условиях его обороты регулируются плавно, но когда нужен максимум, задействуется вторая секция насоса.

Оператор управляет работой гидроцилиндров из кабины одиннадцатью рычагами, расположенными в нижней ее части, а работой бура — тремя верхними. Один из них предназначается для подъема-опускания буровой штанги, а остальные два управляют скоростью ее вращения. Кроме того, в кабине имеются рычаг тормоза главной лебедки, опускающей в скважину рабочие органы, а также механизм управления оборотами автономной силовой установки. Щиток приборов укомплектован указателями давления масла, температуры воды, зарядки аккумулятора и счетчиком моточасов, необходимым для определения очередного срока техобслуживания силовой установки.

Гидрооборудование, установленное на М-150, — от западноевропейских производителей: насосы на автомобиле — английские, рукава — немецкие, гидрораспределители — итальянские. Все они не требуют технического обслуживания, за исключением своевременной замены масла (маслобак машины имеет емкость 1000 литров) и фильтров. Поскольку бурильная установка работает в тяжелых условиях и масло греется, радиатор его охлаждения имеет принудительный обдув — сзади на нем установлены два электровентилятора. Разъединение элементов системы осуществляется при помощи специальных кранов.

Кабина оператора бурильной установки — складывающаяся, на шарнирах. Подобная конструкция обеспечивает «вхождение» автомобиля в габариты 12 500х2500х4000 мм в транспортном положении, при которых не требуется специального сопровождения машины автомобилями Госавтоинспекции во время ее движения по дорогам общего пользования. Что же касается запаса хода бурильного комплекса без дозаправки, то он составляет 550 км.

Мачта у М-150 12-метровая, поднимающаяся в рабочее положение с помощью двух гидроцилиндров. Трехсекционная телескопическая штанга имеет квадратное сечение. В качестве основных рабочих органов, диаметр которых варьируется от 400 до 1500 мм, применяются раскрывающийся ковшовый бур, предназначенный для работы по глине и пескам, а также шнековый циклический бур. При необходимости осуществлять проходку твердых слоев грунта, например доломитовых прослоек, изготовитель поставляет под заказ колонковый бур с твердосплавными напайками. Трос главной лебедки закреплен внутри секций буровой штанги и служит для ее подъема-опускания в скважину. Штанги проходят сквозь одноступенчатый редуктор вращателя. Редуктор, в свою очередь, приводится в движение гидравлическим двигателем, а гидропривод прижима штанг работает на «задавливание» бура в грунт.

Заднее крепление установки устроено таким образом, что она имеет некоторую свободу продольного и поперечного перемещения относительно шасси. Высокая — до сантиметра — точность «наезда» установки на скважину обеспечивается двумя гидроцилиндрами продольного перемещения и одним — поперечного. Главное же отличие установки М-150 от аналогов заключается в том, что она не поворотная, а имеет разгрузочную площадку, и именно в этом заключается ее уникальность: для разгрузки бура его не надо разворачивать вместе со всей надстройкой — вместо этого под бур только подводится площадка. Это значительно снижает стоимость машины. Кроме того, разгрузочная площадка на максимально выдвинутой продольной надвижке может работать на разгрузку не с отворотом, а «под себя», что позволяет бурить скважину, например, у самой стены здания.

Полная масса бурильной установки составляет 26 тонн. Базовое шасси при бурении испытывает огромные нагрузки, поэтому даже ходовую часть автомобиля КрАЗ-65101 пришлось немного адаптировать к надстройке: рама укорачивается и усиливается специальными ввариваемыми либо устанавливаемыми на болтовых соединениях пластинами, к которым крепятся опоры установки. Для более равномерного распределения нагрузки в передней части рамы шасси устанавливаются две поперечные балки, а сзади приваривается еще одна поперечина, воспринимающая вес надстройки. Для большей устойчивости шасси в рабочем положении бурильной установки применяются мощные аутригеры, то есть выносные опоры.

 

 * Информация о буровых установках носит справочный характер. Использованы материалы сайта производителя.